Про банковскую сферу, но посмотрите с точки зрения жизненного цикла рынка

Пост для тех, кому интересны рыночные механизмы и для моих студентов-топов в Вышке. Это про кривую консолидации рынка и про CR3

Первый зампред правления ВТБ Дмитрий Пьянов в эфире Бизнес ФМ ответил на вопрос про гонку за «Сбером»

Вот для банков масштаб имеет значение. Эффект масштаба – это огромный фактор эффективности банковского бизнеса. Невозможно быть федеральным банком, мультисегментным и работающим в корпоративно-инвестиционном бизнесе в среднем и малом, и в рознице и не стремиться за масштабом. Можно для этого развиваться органически, можно через неорганические способы ускорять это движение к масштабу. Но Россия будет неизбежно двигаться к модели, где существуют три-четыре банка

Игрок №2 на своем рынке рисует четкую картину развития рынка в долгосрочной перспективе – олигополия

Сейчас 309 банков, останутся 3-4. Скорее всего это те, кто:

  • сейчас в топе (я бы говорила про топ-10 в долгосрочной перспективе, кто-то с 5-10 мест может выстрелить)
  • активно наращивают активы
  • и что еще более важно на конкурентном рынке – наращивают силу бренда, а значит, и количество клиентов

Как к этому прийти – за счет консолидации рынка путем покупки более мелких игроков и отзыва лицензий. Для сравнения – в начале 2020 года было 402 банка. В 2024 году отозвано 6 лицензий

Мы рекордсмены, на мой взгляд, серийные покупатели и интеграторы банков. Недавно мы завершили присоединение РНКБ, только у меня в карьере это, по-моему, одиннадцатая интеграция, то есть я не знаю ни одного банка, который чаще интегрировал другие банки и приобретал их. С точки зрения потенциальной покупки новых банков, то есть неорганического развития, у нас сейчас нет таких проектов на горизонте, то есть мы не ведем никакие проверки, исследования, дью-дилидженс каких-то новых объектов

То есть из 309 банков ВТБ – это не один банк, но и включая его «дочки», т.е. фактически игроков меньше. Это как на FMCG-рынка есть основной бренд и к нему еще несколько чаще нишевых

Параллельно с этим на высококонкурентном рынке с сильнейшими игроками в топе нужно активно привлекать новых клиентов за счет их переключения с конкурентов и стимулирования первых обращений за услугами (мы с вами не раз говорили про довольно низкую финансовую культуру россиян)

Второе направление – это расширение региональной сети, в том числе и в малых городах, и приведение существующей региональной сети, которая очень разнообразна с точки зрения генезиса, к единому стандарту. Там есть офисы «Открытия», офисы экс – Банка Москвы, экс-ВТБ24, вот приведение их к единому стандарту на горизонте следующих пары лет. Мы пока концентрируемся на естественном привлечении клиентов из других банков через свою программу лояльности, через свои продукты, через привязку к транзакционному сервису

Этап жизненного цикла банковского рынка – зрелость, это четко видно по происходящим процессам

➡️ Понимать этап жизненного цикла рынка и направление движения по кривой консолидации нужно, чтобы:

  • строить долгосрочную стратегию развития бизнеса
  • понимать возможные конкурентные стратегии других игроков
  • вовремя покупать более слабых игроков или самим вовремя продаться по лучшей цене
  • выстраивать стратегии привлечения и удержания потребителей

Любой клиентский проект у нас начинается именно с анализа рынка и трендов. Дальше – построение сценариев развития и рынков, и бизнеса

✔️ Работает без исключения на всех рынках и для всех размеров бизнеса. Макроэкономика, микроэкономика и теория отраслевых рынков – это науки